21572e40     

Воробьев Борис - Где Она, Золотая Баба



Борис ВОРОБЬЕВ
Где она, Золотая Баба?
Прошло уже более тысячи лет с той поры, как в исторических документах
появились свидетельства о так называемой Золотой Бабе, языческом идоле
народов, населявших огромную территорию, границы которой начинались от
Северной Двины, доходили до северо-западных склонов Уральских гор и которая
в разные времена называлась по-разному - Биармией, Югорской землей. Великой
Пермью. Упомянутые же документы - это исландские и скандинавские саги,
повествующие о походах викингов, вознамерившихся захватить Золотую Бабу в
820, 918и 1023 гг. К тем далеким событиям мы и обратимся, но сначала введем
читателей в курс дела.
Ипостаси
За 1000-летие Золотая Баба проделала причудливый путь от берегов Северной
Двины до берегов Оби и на этом пути, словно мифический Протей, принимающий
в момент опасности различные обличья, меняла и свой внешний вид, и имена.
Юмала, Золотая Баба, Золотая Старуха, Калтась, Гуаньинь, Дьес Эмигет
(Медная Статуя), Сорни Най (Золотая Владычица), Сорни Эква (Золотая
Женщина), Злата Майя - вот сколько имен имел золотой идол, неизвестно
откуда появившийся на капищах древней Биармии, Югры и Перми и неизвестно
куда исчезнувший, как полагают, в конце XVI в.
Даже всем известная по сказам Павла Бажова Хозяйка Медной горы имела,
оказывается, и другое прозвание - Золотая Баба!
Как она выглядела
О ней написано немало статей и книг, а ученые-картографы средних веков
имели обыкновение украшать изображением идола свои карты. И везде Золотая
Баба рисовалась по-разному.
У польского ученого Матвея Меховского, написавшего в 1517 г. "Трактат о
двух Сарматиях", она изображена в виде стоящей женской статуи; на карте
А.Вида (1542) это - женщина с рогом изобилия, а у австрийца Зигмунда фон
Герберштейна (1549) - Минерва с копьем в руках. На другой его карте,
изданной в 1557 г., Золотая Баба напоминает сидящую Мадонну с ребенком на
руках. Англичанин Дженкинсон (1542) также изображал Золотую Бабу в виде
Мадонны, но уже с двумя детьми. Итальянские писатели (Юлий Помпоний Лет и
Александр Гваньини), считавшие, что Золотая Баба попала в Югорскую землю из
Италии, отождествляли ее с богиней Юноной, которая вместе с Юпитером и
Минервой входила в так называемую капитолийскую триаду, то есть в тройку
главных римских богов. Юпитер в ней был богом грома и молний, Минерва
покровительствовала искусству и ремеслу, а Юнона являлась богиней брака,
материнства и женской производительной силы, а кроме того,- женой Юпитера.
Рис. 1. Фрагмент карты Московии А.Дженкинсона (1S42).
Рис. 2. Фрагмент карты С.Герберштейна (1556).
Но были и другие представления о внешнем виде Золотой Бабы. Например, те
исследователи, которые придерживались мнения, что Золотая Баба - это
тибетская богиня бессмертия Гуаньинь, предпочитали ее изображение, где она
выражает извечную суть бодхисатвы (буквально - "существо, стремящееся к
просветлению") Авалокитешвары, одного из высших существ, достойных со
временем достичь степени Будды.
Золотая Баба, хранившаяся в Белогорском мольбище на Иртыше, представляла
собой нагую женщину с ребенком - "нага с сыном на стуле седящая", как
повествует о том сибирская Кунгурская летопись.
Таким образом, Золотая Баба "пряталась" не только под разными именами, но
и под различными обличиями.
Исторические свидетельства
Норманнские саги, с которых мы начали свой рассказ, представляли, как
известно, героические сказания, не имевшие авторства. То был плод
коллективного народного творчества, что



Содержание раздела