21572e40     

Волошин Максимилиан - Аполлон И Мышь (Творчество Анри Де Ренье)



Максимилиан Волошин
Аполлон и мышь (творчество Анри де Ренье)
[1911]
АПОЛЛОН И МЫШЬ
Когда Бальмонту было двенадцать лет, на его письменный стол пришла
белая мышка.
Он протянул к ней руку. Она без страха взбежала на ладонь, села на
задние лапки перед его лицом и запела тоненьким мышиным голосом.
Так много дней она приходила к нему, когда он занимался, и бегала по
столу; но однажды, в задумчивости опершись локтем, он раздавил ее и долго не
мог утешиться.{1}
Нет никакого сомнения в том, что эта белая мышка о чем-то ему
пророчила, и, вероятнее всего, это была сама его муза. Последнее
подтверждается той мифологической связью, которая существует между Аполлоном
и мышью.
В первых строках Илиады мы читаем воззвание к Аполлону-Сминфею {2} -
Аполлону Мышиному.
Известна статуя Аполлона работы Скопаса, где солнечный бог изображен
наступившим пятой на мышь.{3}
Есть сведения, что в некоторых городах Троады под алтарями Аполлона
жили прирученные белые мыши, а на острове Крите изображение их стояло рядом
с жертвенником бога.
Таким образом, с культом Аполлона-Сминфея связаны обе эллинские
области, над которыми для нас глубже всего разверзалось время под кирками
Шлимана и Эванса. {4}
Одни объясняют связь этого зверька с Аполлоном тем, что Аполлон на
некоторых островах, как например на Тенедосе, являлся истребителем мышей,
которых он сам же пред этим наслал на страну.
Другие предполагают, что этот атрибут является указанием того, что в
некоторой местности культ старых полевых богов, имевших связь с мышью, был
вытеснен культом Аполлона.
Но эти исторические пояснения мало удовлетворяют нашему любопытству.
Символ по своему внутреннему свойству не может быть объяснен фактической
последовательностью своего возникновения; он узывает нас к новым волнующим
сближениям и аналогиям. Так, вспоминая то движение локтя, которым была
раздавлена белая мышка Бальмонта, мы сопоставляем его с мышью, что
изображена под пятой Аполлона, и мысль о символическом значении этого жеста
возникает невольно.
Мышь не является постоянным спутником Аполлона, как змей, как лавр, но
присутствие ее всегда то здесь, то там чувствуется в аполлиническом
искусстве; легкое, волнующее, еле уловимое, ускользающее присутствие.
Как понять эту таинственную связь маленького серого зверька с сияющим и
грозно-прекрасным богом? Как разгадать эту загадку мыши?
Обратим внимание на то, в какие моменты душевных состояний появляется
образ мыши в произведениях аполлинийских поэтов.
Самому ясному и аполлиническому из русских поэтов во время БЕССОНИЦЫ
слышится:
"Парки бабье лепетанье, жизни мышья беготня...".{5}
У Бальмонта в соответственном стихотворении, написанном тоже во время
бессонницы, мы читаем: {6}
В углу шуршали мыши,
Весь дом застыл во сне.
Шел дождь, и капли с крыши
Стекали по стене.
Шел дождь унылый, вялый,
И маятник стучал,
И я душой усталой
Себя не различал.
У Верлэна есть стих: "La Dame-souris trotte dans le bleu crepuscule du
soir" * {7} (Дама-мышь семенит в голубизне вечерних сумерек. *Здесь и далее
кроме особо оговоренного - перевод с французского).
И это стихотворение написано Верлэном тоже ночью, во время бессонницы,
в тюрьме.
Там, где прекращается непрерывность аполлинического сна и наступает
свойственное бессоннице горестное замедление жизни, поэт чувствует близкое и
ускользающее присутствие мыши.
Сновидению противуполагается здесь бессонница. И во время бессонницы,
как маленькая трещинка в светлом и стройном Аполлоновом мир



Назад