21572e40     

Волькенштейн М - Стихи Как Сложная Информационная Система



М.Волькенштейн
Стихи как сложная информационная система
Перестройка научного мировоззрения, определяемая возникновением
кибернетики в широком смысле этого слова, включающей теорию информации,
теорию систем, позволяет по-новому формулировать проблемы эстетики,
искусствоведения. Обращение науки к наиболее сложным целостным системам - к
живым организмам - и их теоретическое моделирование могут послужить основой
для будущего включения и гуманитарных наук в единое поле точного знания.
Перевод старых понятий на язык теории информации углубляет эти понятия
и расширяет их круг.
Любое произведение искусства содержит определенную информацию,
сообщаемую автором окружающему миру. Ограничимся поэзией. Информационное
содержание стихотворения значительно шире содержания в обычном смысле этого
слова, сводящегося к тематическому изложению мыслей и эмоций. В
стихотворении информативно все: содержание, словарь, образы, ритм,
инструментовка, размер, рифмы. Все это образует целостную систему, и только
в качестве единого целого стихотворение имеет полную эстетическую ценность.
Вычленение отдельных информационных совокупностей может быть поучительным,
но оно уничтожает целостную систему. В этом смысле произведение искусства
подобно живому организму, о котором Гете говорил устами Мефистофеля:
Кто хочет живое описать и познать,
Пытается дух из него изгнать.
И вот он держит все части в руках,
Но связи духовной в них нет - это прах.
Современное естествознание встречается с трудностями именно в трактовке
живого. Нильс Бор говорил о практической дополнительности между
исследованием атомно-молекулярного строения организма и его устройством как
целостной системы. Познавая одну сторону жизни, мы утрачиваем возможность
познания другой. Причина этого лежит в чрезвычайной сложности живого тела.
Однако последующее развитие науки позволяет сегодня смотреть на проблему
оптимистически, считать, что эта дополнительность преодолевается.
Многие проблемы биологии, психологии, социологии получают новое
освещение в общей теории систем. Под системой разумеется совокупность
взаимодействующих объектов, свойства которой отличны от суммы свойств этих
объектов. Система не аддитивна. Взаимодействие и взаимопроникновение ее
составных частей делают невозможным их вычленение без разрушения системы.
В том же смысле нельзя считать произведение искусства суммой содержания
и формы, стихотворение - суммой содержания, размера, рифмы и т. д.
Информационное содержание стиха неизмеримо превышает сумму информации,
заключенной в отдельных его "характеристиках. Стихотворение - целостная
информационная система.
Сопоставление произведения искусства с живым организмом основывается не
на внешней аналогии. Стихотворение создано человеком, общающимся с
окружающим миром; оно само по себе есть проявление жизни, функция
творческого мозга. Будучи опубликованным, стихотворение приобретает
самостоятельное существование в качестве неизолированной системы,
сохраняющей связь со своим создателем и вступающей во взаимодействие с
читателем или слушателем. Стихотворение создает реальную связь читателя с
поэтом, живущим в стихе в принципе сколь угодно долго. Богатство эмоций и
мыслей Катулла или Марциала и через две тысячи лет остается достоянием
читателя.
Чем же определяется эстетическая ценность стиха как информационной
системы?
Информация стиха не замкнута в себе - она сообщается читателю, ее
рецептору. Рецепция художественной информации не сводится к регистрации и



Назад